РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

RussianEnglish
Главная
Новости
История
Настоящее
Художники
Заводы
Промыслы
Музеи
Рабочие
Статьи
Литература
Иностранные
Коллекция
Хранение
Публикации
Об авторе
Приложение
Гостевая

Хохломская роспись

     Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу Наперстки (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.
    Промысел родился в середине XVII века (хотя самые ранние хохломские изделия, сохранившиеся в музеях, относятся лишь к началу XIX века), когда в Поволжье появились раскольники, которые спасались в этих лесных местах от преследования властей. Заметим, что еще до их прихода местные жители занималось изготовлением посуды из мягких пород дерева. Среди раскольников были иконописцы, научившие местных мастеров расписывать деревянные изделия удивительными узорами так, что эти изделия напоминали металлическую золоченую посуду.
    Основные приемы изготовления хохломы с тех пор почти не изменились. Создание изделий состоит из нескольких этапов: сначала на токарном станке вытачивается заготовка, так называемое "белье", затем заготовку грунтуют жидким раствором глины ("вапы") и смазывают сырым льняным маслом, на следующей стадии изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза. Следующий этап — лужение: предмет покрывают полудой — металлическим порошком алюминия (когда-то использовался порошок серебра, позднее более дешевый порошок олова). Теперь изделие (серебристого цвета) готово к росписи, которая наносится масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причем каждый слой сушится Наперстки отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.
    В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась "верховая" роспись, т.к. роспись "под фон" более сложная. Эта роспись ("под фон") стала популярной во второй половине XIX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее ее использовали в основном на дорогих подарочных изделиях.
    Начинался знаменитый промысел в небольших селах Ефимово, Большие и Малые Бездели, Семино, Кулигино и др. на реках Узола и Керженец. Наперстки В город Семенов роспись попала только в начале XX века — там в 1918 году была организована школа художественной обработки дерева во главе с Г.П. Матвеевым, через 7 лет из выпускников школы была создана артель "Кустарь-художник", преобразованная в 1931 году в артель "Экспорт", которая впоследствии (1970 год) выросла в производственное объединение "Хохломская роспись". Другое предприятие — "Хохломской художник" объединяет мастеров деревень Семино, Кулигино, Новопокровское и др. Ковернинского района (фабрика находится в Семино, в других деревнях — филиалы). Таким образом, в Хохломском искусстве определились два направления: в Ковернинском районе деревенские мастера чаще используют "верховое" письмо — травку, а семеновских мастеров привлекают сложные и пышные композиции с фантастическими птицами и причудливыми листьями, охотно используют они также роспись "кудрину". Мастера: Ф.А.Бедин, А.Т.Бусова, О.Н. и С.П.Веселовы, Е.Н.Доспалова, З.Ф.Киева, О.П.Лушина, А.Г. и Ф.Н.Подоговы, А.П.Савинова, М.Ф.Синева и др.
    На фабрике в Семенове с 1972 года открыт музей, где хранятся образцы уникальных изделий, среди которых огромная хохломская ложка длиной 2 метра 67 см и полутораметровая чаша. Хохломские предприятия выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и прочее. В широком ассортименте хохломских изделий имеются и принадлежности для шитья: грибки штопальные и коробки для рукоделия, наперстки (по нашим сведениям) предприятиями не изготавливаются.

     На сайте представлены фотографии наперстков, выполненных в стиле хохломы (из частной коллекции).


Автор Ирина Сотникова

Использованная литература:
Емельянова Т.И. Хохлома. — Л.: Аврора, 1974.
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1977.
Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Махмутова Х.И Роспись по дереву. — М.: Просвещение, 1987.
Рогов А.П. Кладовая радости. — М.: Просвещение, 1982.
Осетров Е.И. Живая древняя Русь. — М.: Просвещение, 1984.
БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.
Города России: энциклопедия. — М.: БРЭ, 1994.


При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.




///   на главную  ///   следующая  ///   наверх  ///  

Rambler's Top100
X